За хулиганство на транспорте может быть установлена уголовная ответственность

Мaрия Шувaлoвa

С 2011 гoдa oбсуждaeтся вoпрoс o нeoбxoдимoсти ужeстoчeния oтвeтствeннoсти для тaк нaзывaeмыx aвиaдeбoширoв, в тoм числe o привлeчeнии иx к угoлoвнoй oтвeтствeннoсти. Oднaкo дo сиx пoр ни oдин из внeсeнныx зaкoнoпрoeктoв нe прoшeл дaльшe пeрвoгo чтeния. При этoм выскaзывaлись мнeния и o тoм, чтo бoлee сeрьeзнoe нaкaзaниe дoлжнo примeняться к тeм, ктo сoздaeт угрoзу бeзoпaснoй эксплуaтaции всex трaнспoртныx срeдств, a нe тoлькo воздушных судов. Законопроект1, предусматривающий введение в Уголовный кодекс соответствующего квалифицированного состава хулиганства, будет рассмотрен 19 января на заседании Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству (далее – Комитет).

Комитет поддерживает данную инициативу, поскольку хулиганские действия на транспорте как источнике повышенной опасности представляют гораздо большую общественную опасность, чем простое хулиганство, совершенное, например, на улице, сообщил председатель Комитета Павел Крашенинников в ходе пресс-конференции, посвященной планам его работы на весеннюю сессию, которая состоялась вчера в МИА «Россия сегодня». По его словам, наказание за данное преступление должно составлять до пяти лет лишения свободы, до семи лет – если совершено группой лиц, до десяти лет – если применены взрывчатые вещества. При этом речь идет не только о самолетах, поездах и водных судах, но и общественном транспорте, в том числе метрополитене.

На этом же заседании предполагается рассмотреть и рекомендовать к принятию во втором чтении резонансный законопроект2 о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Напомним, с июля прошлого года побои и другие насильственные действия, которые совершены впервые и не причинили вреда здоровью потерпевшего, за исключением случаев их нанесения близким лицам, а также из хулиганских или экстремистских побуждений, считаются административными правонарушениями (ст. 6.1.1 КоАП РФ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 326-ФЗ). Указанный законопроект предусматривает, что основанием отнесения впервые нанесенных побоев к преступлениям может являться только факт их совершения из хулиганских побуждений или по экстремистским мотивам.

В ходе обсуждения документа на общественных площадках предлагались различные поправки, например: оставить в УК РФ более ограниченный по сравнению с установленным сейчас перечень близких лиц и считать преступлением побои в отношении беременных женщин и малолетних детей. Однако Комитет, по словам Павла Крашенинникова, будет отстаивать закрепление в законодательстве первоначальной инициативы ВС РФ (именно Суд предложил декриминализировать ряд преступлений небольшой тяжести): все впервые совершенные побои, не причинившие вреда здоровью потерпевшего, считать административными правонарушениями, а повторное их нанесение – преступлением.

Кроме того, до конца января Комитет планирует рассмотреть законопроект3, упрощающий процедуру снятия запрета на выезд за рубеж должников, которые уплатили задолженность по исполнительному документу (16 декабря прошлого года был принят в первом чтении). Документ предполагает возможность снятия ограничения на выезд из России не только тем судебным приставом, который его установил, но и судебным приставом – сотрудником центрального аппарата ФССП России (соответствующее поручение будет включаться в само постановление о временном ограничении на выезд). Последний должен будет вынести постановление о снятии запрета на выезд в форме электронного документа не позднее чем на следующий день после внесения информации об уплате задолженности по исполнительному документу в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Экземпляры данного документа необходимо будет направить сотруднику территориального подразделения ФССП России, установившему ограничение, в территориальное подразделение органа, осуществляющего контроль в сфере миграции, и в пограничные органы.

Это позволит сократить время получения и проверки информации о погашении задолженности судебным приставом-исполнителем, а соответственно, избежать проблем с выездом добросовестно ее уплативших граждан, подчеркнул Павел Крашенинников. При этом он сообщил, что Комитет выступает за увеличение суммы задолженности, влекущей ограничение на выезд, с 10 тыс. до 30 тыс. руб., за исключением неисполнения обязательств по уплате алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также имущественного ущерба или морального вреда, причиненного преступлением.

В качестве еще одного приоритетного для рассмотрения в ближайшее время документа председатель Комитета назвал законопроект4, направленный на совершенствование наследственного права (принят в первом чтении 7 июня прошлого года). Он предполагает введение трех новых способов распоряжения наследственной массой:

  • составление совместного завещания супругов. Предполагается, что в нем будет прописан порядок перехода прав на общее имущество супругов или имущество каждого из них в случае смерти одного из супругов либо обоих, возможные обременения этого имущества и т. д.
  • заключение наследственного договора между потенциальным наследодателем и потенциальным наследником. Согласно законопроекту в нем можно будет не только указывать, кому и как переходят права на имущество наследодателя после его смерти, но и устанавливать обязанность наследников по совершению определенных действий имущественного или неимущественного характера. «В случае заключения такого договора уйдет проблема так называемого лежачего наследства, которая особенно проявляется в бизнесе, где за шесть месяцев [со дня открытия наследства до выдачи свидетельства о праве на него. – Ред.] многое растаскивается и от наследственной массы мало что остается», – пояснил Павел Крашенинников.
  • учреждение наследственного фонда. Аналог зарубежных благотворительных наследственных фондов (один из самых известных – фонд Нобеля). Предлагается законодательно закрепить возможность создания юрлица, которое после смерти его учредителя будет управлять имуществом и направлять полученные средства на благотворительную деятельность или оказание поддержки гражданам и организациям.

Таким образом, Комитет нацелен на то, чтобы не затягивать рассмотрение важнейших законопроектов, отметил его председатель. Немаловажно, что в настоящее время ведется работа по упорядочению процедуры их внесения в нижнюю палату парламента. Так, постепенно принимаются законы о корректировке кодексов отдельными законодательными актами. С 24 июля 2015 года такое правило действует в отношении УК РФ и УПК РФ (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 266-ФЗ), с 9 января текущего года – в отношении ГК   РФ. При этом важно получение профессиональных отзывов на подобные акты, подчеркнул Павел Крашенников. Для законопроектов о внесении поправок в Уголовный кодекс соответствующее требование уже установлено – в случае поступления их в Госдуму без официальных отзывов Правительства РФ и ВС РФ они считаются невнесенными (ст. 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»). Поэтому Комитет поддерживает идею закрепления аналогичного положения и для УПК РФ.

Стоит отметить, что речь идет не о законопроекте, внесенном заместителем председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Еленой Мизулиной и предусматривающем необходимость получения отзывов на проект изменений в Уголовно-процессуальный кодекс от ВС РФ, Генеральной прокуратуры РФ и ФПА России. «Мы не будем в законе говорить о получении отзывов Федеральной палаты адвокатов РФ, Федеральной нотариальной палаты и любого другого СРО. Это, безусловно, профессиональные органы, нам нужно знать их точку зрения, но не в таком порядке», – пояснил Павел Крашенинников. Так что поддержку, скорее всего, получит предусматривающий необходимость получения отзыва ВС РФ на проект поправок в кодекс, внесенный в Госдуму еще в 2007 году и рекомендованный к принятию в первом чтении в октябре 2016 года (законопроект № 894-5 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.