Мы увеличим инвестиции в развитие IT в 1,5 раза в 2017 году — глава СК ВУСО

Глaвa Нaбсoвeтa стрaxoвoй кoмпaнии ВУСO Aлeксaндр Шoйxeдeнкo o сoбствeнникax кoмпaнии, нoвыx нaпрaвлeнияx бизнeсa, судьбe пoртфeля СК «НOВA» и плaнax нa 2017 гoд

СК ВУСO пoявилaсь нa рынкe стрaxoвaния в 2001 гoду и сущeствeнную чaсть бизнeсa имeлa нa вoстoкe Укрaины. Сooтвeтствeннo, в 2014 гoду кoмпaния стoлкнулaсь с пoтeрeй пoчти пoлoвины пoртфeля. Как страховая выходила из этой ситуации, как ведет свою деятельность сейчас и за счет чего планирует развивать бизнес, Delo.UA расспросило главу Набсовета СК «ВУСО» Александра Шойхеденко.

С какими результатами заканчиваете этот год и каким видите следующий?

В этом году мы выйдем на 320 млн грн страховых платежей, что больше чем на 30% по сравнению с 2015-м. В следующем году планируем выйти на 500 млн грн. Основных направлений у нас 2 — моторное страхование (КАСКО и ОСАГО) и личное страхование (туристическое страхование и медицинское страхование). Автострахование хотим нарастить вдвое. Еще мы планируем рост продаж кросс-продуктов, таких как увеличение лимитов по ОСАГО, «Наша автогражданка» и т.д.

Также мы хотим нарастить в полтора раза количество застрахованных туристов и страховать каждого четвертого украинского путешественника. В медицинском страховании ожидаем тройной прирост.

Кроме того, мы заходим на рынок страхования рисков владельцев бытовой техники. Это страхование техники от негарантийных поломок, например от разбитого стекла в планшете, от риска воровства. Внедряем новый продукт — возврат техники без объяснения причины. Мы рассчитываем, что это принесет 30-50 млн грн платежей в следующем году.

Но прошлые периоды были убыточными.

Это закономерно. На сегодня большинство финансовых компаний имеют убыток. Иначе невозможно работать на схлопывающемся рынке. Все понимают, что рынок сужается. Кроме этого, в развитие приходится вкладывать свои средства, т.к. привлечь инвестиции практически невозможно.

На рынке есть компании, которые показывают прибыль.

Методика формирования страховых резервов, согласно Закону Украины о страховании, совершенно не соответствует реалиям. Например, при страховании КАСКО реальный уровень убыточности по рынку 50%. При этом регулятор нас заставляет резервировать 80% премий. Таким образом, при росте страховых платежей мы вынуждены создавать излишний резерв. Тем самым создавая нереальные бухгалтерские убытки. Также некоторые менеджеры могут искажать отчетность с целью недопущения бухгалтерских убытков.

К примеру, в страховой организации есть резерв заявленных и невыплаченных возмещений. Это резерв, который заявляется в убыток. Если резерв нераспределенной прибыли проверить можно, то резерв заявленных никто посчитать не может. Никто не в состоянии проверить, сколько страховой компании заявили убытков. Компания может сказать, что у нее резерв заявленных 30 млн грн и будет убыток. Можно сказать, что 10 млн гривень и будет прибыль.

Что касается нас, то по стандартам МСФО мы прибыльны, но по украинским стандартам бухгалтерского учета мы показали в прошлом году отрицательный чистый финансовый результат за счет роста страхового портфеля и увеличения инвестиций в развитие бизнеса.

Как вы поступили с портфелями, которые «привезли» из зоны АТО и Крыма? Когда наступает необходимость выплатить клиентам с тех территорий, что происходит?

С Крымом мы сразу обрезали все отношения, законодательно с ними работать невозможно. С Донецком и Луганском законодательно работать можно, однако наши клиенты в основном выехали с оккупированной территории. Очень незначительная часть оставшихся в Донецке клиентов продолжает покупать страховки, но у нас нет возможности нормально регулировать страховые события на территории АТО.

Ищете ли вы какие-то компенсаторы в связи с потерей части рынка?

Мы занялись серьезной перестройкой нашего бизнеса. В первую очередь направили наши силы на развитие продаж в онлайн-каналах, в современные технологии. За 3 года мы практически с нуля стали четвертой компанией по страхованию туристов. Мы построили качественный медицинский ассистанс и обеспечили быстрый рост медицинского портфеля. Сегодня мы заходим на рынок страхования бытовой техники. Наши продавцы научились продавать кросс-продукты. Сегодня СК ВУСО напоминает не классическую страховую компанию, а фабрику страховых стартапов.

Вы сказали, что инвестируете в развитие онлайн-каналов продаж. Отдачу уже видите?

Да. До 10% полисов ОСАГО мы продаем через них. Сегодня в Украине онлайн-продажи занимают около 1%. Мы анализировали ситуацию и поняли, что только после того как полис ОСАГО станет электронным, доля продаж посредством интернета увеличится на порядок. Сегодня можно продавать через интернет, но это скорее инвестиции в будущее, чем реальный бизнес. Надеюсь, что в следующем году МТСБУ совместно с Нацкомфинуслуг доведет до конца проект по электронному полису. Регулятор заверяет, что до конца этого года соответствующие документы будут подписаны. В таком случае с октября следующего года можно будет заключать онлайн эмиссии акций или продажи существующих?

Это станет ясно после переговоров с пока не существующим инвестором.

Как сегодня выглядит структура собственности компании?

Более половины акций принадлежат группе инвесторов, интересы которых представляет Назарчук Михаил Игоревич. Остальные акции принадлежат топ-менеджменту компании, из которых лично мои 26%.

Часто, когда топ-менеджменту принадлежит большой пакет акций, за топ-менеджментом оказывается еще кто-то, кому на самом деле принадлежат эти акции.

Заверяю вас, что в случае с ВУСО это не так. Менеджмент компании — это по сути управляющие партнеры, которые абсолютно самостоятельны в принятии решений, кроме тех, что входят в компетенцию собрания акционеров. И другие собственники в операционную деятельность компании не вникают.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.